«Новый мир открыт для того, кто научится различать и чувствовать красивые и тонкие гармонии, что природа дарит во всех ее разнообразных аспектах»
Робинсон Генри Пич
Высокохудожественная фотография XIX века неразрывно связана с именем Генри Пич Робинсона. Молодой художник не боялся экспериментировать и поднимать запретные темы в своих работах. Он подарил миру искусство комбинированной печати, которое заключалось в технологии особого фотомонтажа: несколько разных планов снимались на пленку, затем компоновались в единое изображение путем наложения двух и более негативов. Не все приняли такой метод, многие считали себя обманутыми и не признавали фотографии мастера образцом искусства. Это не сломило настрой талантливого молодого человека. С большим усердием он развивал навыки, совершенствовал свои работы, и спустя годы был награжден Почетной стипендией фотографического общества Британии в знак признания его заслуг.
Биография Генри Пич Робинсона
Робинсон воспитывался в большой семье в Британском городе Ладлоу (графство Шропшир). Изучением живописи и графики он начал заниматься в 13 лет, но в профессиональную деятельность это не переросло. Генри продолжал рисовать картины в качестве хобби, и в 1852 году его работа стала частью выставки в Королевской Академии художеств. Момент оказался для него переломным: начав в то же время заниматься фотографией, уже через 5 лет он пополнил список достижений открытием личной студии фотографии в Лимингтоне.
Как многие фотографы того времени, Робинсон страдал от ухудшения здоровья под воздействием токсичных химикатов, используемых при работе с пленкой. Но это не мешало ему вести активную деятельность по открытию новых студий и написанию важных и очень полезных теоретических работ по эффектам, композиции и применению светотени.
Уникальный стиль и особенный творческий подход
Работы Генри Пич Робинсона нельзя назвать просто красивыми или заурядными. Своим новаторским подходом он безустанно волновал сердца наблюдателей и ценителей. Многие не соглашались с его видением искусства и даже осуждали юного фотографа. Привыкшие к классическому понятию снимков как отражения действительности, коллеги не торопились изучить или повторить его методику комбинированной печати. Противоречивый характер успеха сделал свое дело. В XXI веке Генри известен как талантливейший фотограф и классический представитель английской светописи.
Не соглашаясь с мыслью, что фотография – это всего лишь фиксация обыденной картинки, предстающей перед глазами, Робинсон искал в своем творчестве новые пути и без страха выходил за общепринятые рамки. Вдохновением служили работы живописцев средневековья с многосложным сюжетом и большим количеством деталей.
Как художник он мог воплощать свои фантазии на бумаге одним взмахом кисти, но фотограф в XIX веке теоретически не имел возможности изменить композицию после срабатывания затвора камеры. Но на практике Генри воссоздавал зачатки цифрового монтажа (который, как искусство, был признан лишь через 140 лет) с помощью подручных средств и неуемного энтузиазма.
Недаром его называют отцом пиктореализма (течение в фотографическом искусстве, которое выделяет детали, сближающие его с живописью той эпохи). Разные снимки (точнее их негативы) методом коллажа в процессе кропотливой работы он накладывал друг на друга и это позволяло получить абсолютно новую картину. Примером фотоработы, созданной по мотивам картины Джона Эверетта Миллеса «Дама из Шаллот», считается снимок Робинсона 1861 года – «Леди Шаллот».
Фотограф был чрезмерно склонен к детализации. Огромное внимание он уделял композиции снимка и предварительной проработке каждой мелочи. Нередко он создавал эскизы будущих работ на бумаге, прорисовывал расположение предметов и людей. После этого искал подходящие условия, расположение света и натурщиков.
Известный в современном мире прием изменения освещенности углов в виде виньетки также обязан своим появлением Робинсону. Печатая готовые изображения с негатива, он накладывал специально подготовленную маску нужных размеров. Края и углы фотографии оставались белыми. Так он выделял овальную картину в центре снимка.
Самое бурное обсуждение и негодование со стороны критиков вызвала первая работа Генри с применением склеивания нескольких негативов – «Угасание» 1858 года. Тема смерти молодой девушки и горя ее семьи оказалась слишком откровенной для фотографов.
Теоретическое наследие
Как активный деятель искусства Генри Пич Робинсон проводил лекции, выступал с докладами и активно продвигал свои взгляды в кругах единомышленников.
Фотохудожник оставил после себя большое количество теоретических трудов для будущих поколений таких же отважных и талантливых художников, как он. Настольная книга для новичков и профессионалов «Художественный эффект в фотографии» считается во всем мире каноничной литературой по пиктореализму. В ней рассказывается об эстетике фотоискусства и практических методах передачи его на снимке. Помимо этой работы Робинсон написал еще несколько книг: «Избирательный эффект в фотографии», «Художественная светопись», «Искусство фотографии в кратком изложении», «Письма о пейзажной фотографии».
Нет комментариев